Во сколько месяцев дети начинают ходить самостоятельно: нормы ВОЗ, почему ребенок не ходит и нужно ли учить

Мы рассмотрели этапы развития навыка, возможные сроки, во сколько ребенок начинает ходить, и наиболее частые причины задержки. Здесь вы найдете способы, как без вреда научить малыша ходить, и интересные видео с рекомендациями специалистов.

Содержание

С какого возраста ребенок начинает ходить

Сроки, во сколько месяцев дети начинают ходить с опорой и самостоятельно, зависят от того, были ли своевременно освоены предыдущие этапы двигательного развития.

Сроки и последовательность развития навыка

По данным Всемирной организации здравоохранения временные границы, когда дети начинают ходить самостоятельно — возраст от 9 месяцев до 1,5 лет. В среднем большинство детей к году жизни уже осваивают этот навык.

Перед тем как малыш сделает первые шаги, примерно к 3 месяцам он начинает держать голову, делает перевороты, учится ползать и сидеть. Благодаря этим умениям мышечный корсет крепнет, чтобы младенец уже скоро встал на ножки.

Малыш научился стоять

Постепенно происходит вертикализация ребёнка:

  • 5-12 месяцев — стоит с поддержкой (у опоры или держась за руку взрослого);
  • 6-14 месяцев — ходит с поддержкой (у опоры или держась за руку взрослого);
  • 7-17 месяцев — стоит без опоры;
  • 8,5-18 месяцев — ходит без опоры.

Раннее развитие навыков по нижним временным границам возможно, но происходит сравнительно редко. В большинстве случаев стоять и ходить у опоры дети начинают в 8-10 месяцев, без опоры в 10-13 месяцев.

Сначала малыш двигается нерешительно, быстро устает и часто падает. При ежедневной тренировке появляется уверенность при ходьбе, развивается координация и уже через пару недель ребенок может свободно перемещаться по комнате.

Есть ли разница для мальчиков и девочек

Родители разнополых детей часто отмечают, что девочки начинают ходить на 1-2 месяца раньше мальчиков. Чаще всего наблюдение субъективно. В современной педиатрии нет официальной статистики, подтверждающей эту разницу.

Девочка научилась ходить

Также есть много семей, в которых при схожих условиях дети одного пола осваивают навык с разницей в несколько месяцев. Ребенок учится ходить в темпе, зависящем от множества индивидуальных факторов, а не от того, мальчик это или девочка.

Возможные отклонения от нормы

Одни дети начинают ходить слишком рано, другие не торопятся встать на ноги или встают, при этом опираются не на всю стопу, а на носочек. И то, и другое может быть вариантом нормы, но не во всех случаях.

Если малыш начал ходить рано

Хождение у опоры в 6-7 месяцев, без опоры в 8,5-9 принято считать ранним, но не выходящим за рамки нормы. Освоение навыка в таком возрасте встречается редко. Главное, чтобы ребенок делал первые шаги самостоятельно, без помощи взрослого.

Часто родители специально ставят малыша на ножки, считая неважным этап ползания. Слишком раннее стимулирование ходьбы может привести к проблемам с суставами и опорно-двигательным аппаратом ребенка в будущем.

Если дети начинают рано вставать на ножки, не нужно специально поощрять это, чтобы не нагружать позвоночник, особенно если ребенок крупный. Для укрепления мышечного корсета лучше мотивировать кроху к ползанию.

Если же ребенок выглядит крепким и активным, раньше сверстников осваивает остальные навыки, активно ползает на четвереньках, то причин для беспокойства нет.

Если малыш начал ходить поздно

Родители начинают переживать, когда ребенок в год еще не ходит. А если навык начинает развиваться только ближе к полутора годам, то беспокойство усиливается. Причины для волнения есть в том случае, если ребенок:

  • мало двигается;
  • беспокойно спит и часто капризничает;
  • не произносит первые слова и не подражает звуками и мимикой взрослым;
  • плохо набирает вес;
  • не интересуется новыми игрушками.

В таком случае следует обратиться за консультацией к врачу-педиатру.

Если же ребенок активно ползает на четвереньках, встает у опоры, с удовольствием изучает окружающий мир и идет на контакт, то скорое появление первых шагов не заставит себя ждать.

Чем дольше ребенок отползает, прежде чем уверенно встать на ноги, тем быстрее потом он освоит навык ходьбы. К этому времени произойдет созревание центров координации и контроля движения, а также укрепятся мышцы и суставы малыша.

Почему ребенок не начинает ходить

Среди основных причин задержки развития вертикализации ребенка можно выделить следующие:

  1. Недоношенность. Дети, родившиеся раньше предполагаемой даты родов, осваивают двигательные навыки и начинают говорить позже, чем доношенные сверстники. Средний возраст, когда недоношенный ребенок начинает ходить – 1,2-1,5 года.
  2. Лишний вес. Детям с массой тела, превышающей норму, тяжелее передвигаться вертикально.
  3. Темперамент. Более спокойные и усидчивые дети осваивают двигательные навыки не так быстро, как энергичные и активные. Им нравится подолгу рассматривать различные предметы на одном месте.
  4. Степень развития мышц. Дети рождаются с разными физическими данными и по мере роста получают разную нагрузку на мышцы тела.
  5. Частое использование ходунков. Ребенок привыкает ходить, опираясь на специальные приспособления, что может привести к несформированности определенных групп мышц, нарушению координации. Малыш не умеет правильно группироваться при падении и боится учиться ходить без опоры.
  6. Ограниченное пространство. Кроха постоянно находится в манеже, не имея возможности развиваться физически.
  7. Недостаток внимания. С ребенком не занимаются физической активностью, мало носят на руках, не поддерживают эмоциональный контакт.
  8. Проблемы со здоровьем. Следствие постоянных простуд, болезней опорно-двигательного аппарата, неврологических проблем, стрессов, травм при родах. В этом случае у ребенка присутствует ряд других проблем и требуется врачебная помощь.

Если ребенок активен, интересуется окружающим миром, ползает, лепечет слоги, подражает звуками и мимикой взрослым, то скорее всего он скоро уже порадует родителей первыми шагами.

Но бывает и так, что к полутора годам малыш малоактивен и не стремится познавать мир. Он даже не пытается вставать на ножки. В таком случае нужно обратиться к педиатру для выявления причин отставания. При необходимости врач направит к другим специалистам.

Если ребенок ходит на носочках

Хождение на носочках, или цыпочках — один из естественных этапов вертикализации детей до 2 лет жизни.

Ходьба на носочках

Ребенок может так ходить, если:

  • заинтересовался предметом и хочет до него дотянуться;
  • подражает другим людям, например танцорам;
  • повышен мышечный тонус икроножных мышц в первые недели хождения;
  • испытывает эмоциональное возбуждение, интерес и любопытство к тому, что его окружает;
  • экспериментирует с манерой ходьбы, может это делать в течение 1-2 месяцев.

Причин для беспокойства нет, если кроха ходит так время от времени и к 2 годам полностью встает на всю стопу. Обратиться к педиатру и детскому неврологу для дополнительного обследования нужно, если:

  • помимо хождения на цыпочках есть другие тревожные симптомы (малыш не разговаривает, есть другие двигательные и психоэмоциональные нарушения);
  • ребенок гиперактивен, страдает нарушением внимания, постоянно бросает и ломает игрушки, не может сидеть на одном месте;
  • ходит только на носочках;
  • ребенку исполнилось 2 года и он продолжает часто ставить ногу на носок.

Длительное хождение на носочках может привести к нарушению координации, недоразвитию икроножных мышц и деформациям стопы.

Как научить ребенка ходить

Основная задача родителей — создание благоприятной среды для физического и психического развития ребенка. Важно укреплять мышечный аппарат с рождения и не торопиться ставить малыша на ножки.

Нужно ли учить ребенка ходить до года

В этом возрасте кроха может научиться ходить самостоятельно. Если он не стремится принять вертикальное положение, значит костно-мышечный аппарат к этому не готов. Родителям не нужно специально торопить события.

Если ребенок пропускает какой-либо этап двигательной активности, важно направить силы на стимуляцию этого навыка, а не на обучение ходьбе. Особенно важно мотивировать кроху к ползанию.

Передвигаясь на четвереньках, ребенок с удовольствием познает мир и укрепляет мышцы всего тела. Чем дольше кроха ползает, тем ниже вероятность возникновения потенциальных проблем с опорно-двигательным аппаратом в дальнейшем.

Малыш ползает на четвереньках

Детки, освоившие раннее ползание месяцев с 5-6, обычно начинают ходить в 10-11 месяцев. Если ребенок встает на четвереньки позже или вообще не осваивает этот навык, то скорее всего он пойдет ближе к году или позже.

Можно ли учить ребенка ходить, держа его за ручки

Многие родители стремятся побыстрее научить ребенка ходить, как только он делает первые шаги у опоры. Для этого кроху часто водят вперед, держа за ручки. На начальном этапе это может навредить, особенно если ребенок мало ползал.

Нельзя водить еще не окрепшего малыша, поднимая его руки вверх, особенно если есть гипертонус, дисплазия, нарушения опорно-двигательного аппарата. Такое вождение может вызвать повреждения плечевых, коленных и тазобедренных суставов. Кроме того, ребенок не учится сам удерживать равновесие.

Малыша ведут за ручки

Важно, чтобы малыш сначала тренировался ходить в сторону у опоры. Как только умение будет освоено, ребенок пойдет вперед. Можно оказать поддержку, придерживая кроху за нижние ребра.

Иногда ребенок, уже освоивший ходьбу, будет протягивать руку для большей уверенности. В таком случае ему можно помочь. При нормальном развитии большую часть времени он будет уже ходить сам.

Упражнения и массаж

Для стимуляции двигательной активности и развития мускулатуры крохи можно:

  1. С рождения выкладывать на живот, при этом дети начинают держать голову, что способствует укреплению мышц шеи и верхнего плечевого пояса.
  2. После 4 месяцев как можно чаще класть ребенка на пол и стимулировать исследовательский интерес разными игрушками и предметами. Сначала малыш учится переворачиваться со спины на живот и наоборот, а потом ползать. Навык ползания развивается в несколько этапов и очень важен для укрепления мышц спины и конечностей.
  3. После 6 месяцев, когда дети начинают сидеть, располагать на небольшом расстоянии яркие и интересные игрушки, чтобы малыш тянулся к ним.
  4. После 7 месяцев расставить по комнате яркие игрушки там, где есть опоры (например, на диване или стуле).
  5. После 9 месяцев, если ребенок научился ходить у опоры, вместе с ним катить коляску на прогулке.
  6. Заниматься на фитболе, что отлично тренирует вестибулярный аппарат, координацию, формирует мышечный каркас в любом возрасте. Базовые упражнения — покачивания из стороны в сторону, вверх-вниз и по кругу.
  7. Делать массаж мамиными руками в виде легких растираний и поглаживаний. Это позволит расслабить мышцы и улучшить кровоснабжение, что также благотворно влияет на здоровье малыша.

Любые общеукрепляющие упражнения нужно проводить, когда кроха находится в хорошем настроении. Если он устал, лучше перенести занятия.

Психологическая поддержка

Важно создавать вокруг ребенка положительный эмоциональный фон и мотивировать его познавать мир. Для этого можно:

  1. Подбадривать кроху, когда он совершает любые двигательные усилия, радостно хвалить его за малейшие успехи.
  2. При попытках ходьбы спокойно реагировать на падения и неудачи малыша, ведь увидев испуг взрослого, он может бояться повторить свои действия. Спокойная реакция родителей даст понять, что ничего страшного не произошло.
  3. Много разговаривать с ребенком, комментировать его действия, называть предметы вокруг, описывать ситуации. Такое вовлечение очень мотивирует кроху на новые достижения и к тому же прекрасно способствует развитию речевой активности.
  4. Петь малышу, рассказывать стихи и потешки, включать ритмичную или спокойную музыку.

Нужны ли ходунки ребенку

Нахождение ребенка в ходунках не является естественным для его развития. Ускорение процесса вертикализации с помощью таких гаджетов может привести к ряду проблем.

Нужны ли ходунки

При частом использовании ходунков у малыша нарушается координация. Когда он пойдет сам, то с трудом будет удерживать равновесие. Неправильная постановка стопы часто приводит к ходьбе на цыпочках, ведь в ходунках ребенок часто опирается на переднюю треть стопы.

К тому же некоторые модели не очень устойчивы. Разогнавшись, ребенок может перевернуться и получить травму. Поэтому ходунки нельзя использовать там, где есть много свободного пространства.

По словам врача-педиатра Евгения Комаровского использование детских ходунков удлиняет сроки освоения самостоятельной ходьбы ребенком. Гораздо лучше, если ребенок учится передвигаться, опираясь на мебель или руку взрослого.

Нужна ли специальная обувь

Как только ребенок научится ходить, важно подобрать ему правильную обувь анатомической формы. Особенности такой обуви:

  • задник должен хорошо фиксировать пятку, быть не слишком высоким и не сильно жестким;
  • пальцы закрыты для защиты от ударов;
  • размер подбирается не только по длине стопы, но и по ширине и взъему;
  • запас по стельке для легкой обуви — 5-7 мм;
  • подошва гибкая и не слишком толстая;
  • ребенок в ней не должен косолапить, подворачивать стопы и хромать;
  • изготовлена из натуральных, дышащих материалов.

Не нужно путать такую обувь с ортопедической, которая необходима только при проблемах с нижними конечностями. Ношение такой обуви назначает врач-ортопед.

Меры предосторожности

Когда дети начинают осваивать ходьбу, важно обеспечить вокруг безопасное пространство. Для этого нужно:

  • на острые углы мебели наклеить специальные мягкие накладки;
  • убрать из зоны доступа все мелкие, хрупкие, острые, тяжелые предметы, бытовую химию и провода;
  • если пол скользкий, застелить его покрытием или надеть ребенку антискользящие носки;
  • поставить специальные защитные ворота, если в доме есть лестница;
  • закрыть розетки заглушками;
  • придерживать ребенка за нижние ребра, если ему нужна поддержка, не дергать его за руку;
  • расставить опоры, на которые может опереться малыш, когда устанет.

Малыш стоит у опоры

Доктор Комаровский об обучении ходьбе

Врач-педиатр Евгений Комаровский, чье мнение авторитетно для большинства молодых родителей, не поощряет раннее обучение ходьбе. Доктор подчеркивает, что здоровый малыш обязательно пойдет сам.

Не стоит поощрять раннее хождение и сидение. Задача родителей пока еще не ходящего крохи — стимулирование на длительное ползание. И если ребенок встал у опоры, не нужно ставить его на ножки специально.

Важно чтобы малыш учился ходить и держать равновесие самостоятельно, держась за предметы мебели, а не с помощью ходунков. Для правильного формирования мышц стопы передвигаться дома нужно босиком.

Предложенные рекомендации помогут разобраться родителям в том, как можно научить ходить ребенка и нужно ли это делать. Создание безопасной среды позволит крохе пойти самому без лишнего вмешательства, которое часто может нанести вред.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 6
  1. Алексей

    Спасибо. Интересно. Считаю очень полезной информацией для молодых, да и уже с опытом.

  2. Сергей

    У меня дочка пошла после 13 месяцев. И все нормально, особо не переживали. Все хорошо, и садик закончили и в школу уже ходим )

  3. Виталий

    Статья «Во сколько месяцев дети начинают ходить самостоятельно» на мой взгляд особенно полезна. Иногда нормы ВОЗ очень сильно выручают, особенно когда идут некие отклонения в развитии. Спасибо за статью, добавил в закладки. :idea:

  4. Андрей

    Полезная информация про спецобувь, спасибо. Не учли это в свое время.

  5. Сергей

    У меня сын в 11 месяцев пошел, хотя родился через 9 месяцев, т.е. доношенный был. Все очень индивидуально….

    1. Мария Новикова (Автор)

      Сергей, правильно, индивидуальный подход нужен к каждому ребенку, но так же накоплены статистические данные, например, по данным ВОЗ, дети начинают ходить самостоятельно в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет. Таким образом результат Вашего сына подтверждает эти данные.
      Поэтому в статье постарались наиболее полно раскрыть тему, помогая родителям унять лишнее беспокойство, или наоборот, подсказывая в каких случаях требуется дополнительное внимание, и, возможно, консультация специалиста.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: