Артикуляционная гимнастика для детей: 20 лучших упражнений в картинках и стихах

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет родителям научить ребенка говорить красиво и правильно. В статье приведены базовые упражнения для укрепления мышц языка, щек и губ, а также подборки для детей разного возраста (от 2 до 7 лет) и для корректировки проблем с произнесением согласных звуков.

Содержание

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна

Артикуляционная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, направленных на укрепление артикуляционного аппарата (органов, участвующих в образовании звуков речи). Благодаря регулярным занятиям достигаются следующие цели:

  • в процессе говорения закрепляется правильное положение и согласование движений языка, губ, щек, мягкого нёба и других органов речевого аппарата, развивается их подвижность и гибкость;
  • речь ребенка улучшается, становится более четкой и понятной;
  • происходит подготовка мышц артикуляционного аппарата к постановке звуков логопедом, если у ребенка есть их некорректное произношение.

Речевые занятия полезны для всех дошкольников, даже тех, у кого нет проблем с артикуляцией. Если ребенок занимается с логопедом, для закрепления результата родителям следует ежедневно уделять внимание гимнастике.

Занятия можно проводить с детьми от 2 лет и старше в детском саду и дома. Важно, чтобы в дошкольный период ребенок научился проговаривать все звуки правильно.

Виды артикуляционной гимнастики и какую выбрать для ребенка

Логопедическая гимнастика бывает пассивной и активной. Одни и те же артикуляционные упражнения при этом будут отличаться техникой исполнения.

Пассивная гимнастика

Пассивную гимнастику применяют, когда у ребенка не получается делать упражнения самостоятельно. Артикуляционный аппарат плохо развит. Такие дети не разговаривают или говорят с нарушениями, искажая различные группы звуков (как согласные, так и гласные).

Показаниями для занятий в таком случае могут быть: моторные и неврологические проблемы, дизартрия, нарушения голоса, ранний возраст для профилактики речевых недостатков.

Мышечный тонус языка у таких детей часто нарушен. Ребенок не может самостоятельно высунуть язык, поднять, опустить его или повернуть в сторону.

Упражнения ребенку делает взрослый, совершая механические нажимы руками или с помощью логопедических инструментов (шпателей, зондов).

Необходимость пассивной зарядки для улучшения артикуляции определяет логопед на консультации. Перед каждым занятием специалист делает ребенку логопедический массаж. За счет развития и тренировки слабых мышц, дети учатся воспроизводить новые звуки, постепенно переходя к активной гимнастике.

Активная гимнастика

Эта форма занятий подходит детям, которые повторяют и делают упражнения самостоятельно. Родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях.

При неправильном произношении определенных звуков логопед сориентирует, какие упражнения нужно делать ежедневно для их исправления. При этом основную работу коррекции звуков должен проводить специалист.

Правила выполнения

Эффективность занятий будет зависеть от соблюдения следующих правил:

  1. Регулярность. Оптимально делать артикуляционную гимнастику каждый день. Если ребенок быстро устает и теряет интерес, тренировку можно делать частями в течение дня.
  2. Использовать зеркало, чтобы видеть движения речевого аппарата, особенно если с ребенком только начали заниматься.
  3. Игровая форма. Для дополнительной мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать картинки, стихи, видео, наклейки, любимые игрушки ребенка и веселую музыку.
  4. Методика проведения артикуляционной разминки подразумевает постепенное усложнение занятий. Начинать нужно с 2-3 простых упражнений в медленном темпе. Прибавлять только по одному новому, когда прежние уже хорошо получаются. Взрослый следит за качеством выполнения.
  5. Длительность всего комплекса — 5-10 минут.
  6. Взрослый показывает на себе, как выполнять каждое упражнение.
  7. Хвалить малыша, радоваться его успехам, комментировать все действия с эмоциями и воодушевлением. Если что-то плохо получается, проговаривать, что это нормально и ободрять его.
  8. Следить, чтобы при выполнении гимнастики мышцы шеи, лица и плечевого пояса были расслаблены.
  9. В логопедии выделяют статические и динамические упражнения, которые нужно чередовать. В статических речевой аппарат неподвижно фиксируется на 5-15 секунд (начинать можно с 2-4 секунд). В динамических упражнений положение органов постоянно меняется. Их повторяют по 5-15 раз.
  10. Обязательно нужно считать вслух, тогда ребенок больше сосредоточен на выполнении упражнения.

Базовые упражнения артикуляционной гимнастики

Мы собрали основные упражнения, которые чаще всего используют логопеды при занятиях с детьми. Карточки с изображениями и стихами можно скачать и распечатать (файл в конце статьи).

Для мышц языка

Язык — главная мышца, участвующая в создании речи. Благодаря гимнастике языка, он становится более гибким и подвижным.

Упражнение «Варенье». Открыть рот, губы в улыбке. Высунуть широкий язык в форме «чашечки» и, облизав верхнюю губу сверху-вниз, спрятать его за верхние зубы. Повторить 5-15 раз в зависимости от степени тренированности.

При движении обратно в рот язык должен оставаться широким, а кончик приподнятым. Если ребенок натягивает нижнюю губу на зубы, взрослый может отодвигать ее вниз рукой.

Упражнение «Варенье»

Упражнение «Непослушный язычок». Открыть рот, удерживая губы в улыбке. Высунуть широкий плоский язык, похлопать по нему губами от кончика к середине и обратно, произнося «Пя-пя-пя». Повторить 5-15 раз в зависимости от степени тренированности.

Чтобы ребенку было интереснее, можно произносить звуки с разной интонацией. Важно, чтобы язык был расслаблен.

Упражнение «Непослушный язычок»

Упражнение «Блинчик». Открыть рот, удерживая губы в улыбке. Высунуть широкий плоский язык и положить на нижнюю губу. Удерживать в течение 5-15 секунд в зависимости от степени тренированности.

Не нужно высовывать язык слишком далеко. Важно, чтобы губы не напрягались, а улыбка не была слишком широкой.

Упражнение «Блинчик»

Упражнение «Лошадка». Открыть широко рот, губы в улыбке. Широко расправленный язык прижать к нёбу, как присоску. Отрывая язык, «цокать» как лошадка копытами. Повторить 5-15 раз в зависимости от степени тренированности.

Щелкать языком нужно медленно и с усилием, растягивая связку под ним. Нижняя челюсть должна быть зафиксирована в одном положении.

Упражнение «Лошадка»

Упражнение «Грибок». Открыть рот, губы в улыбке. Широко расправленный язык прижать к нёбу, как присоску. Стараться открыть рот как можно шире, растягивая подъязычную уздечку. Удерживать в течение 5-15 секунд в зависимости от степени тренированности.

Важно, чтобы язык был равномерно прижат и не провисал по бокам. Нижние зубы обнажены, губа не натянута на них.

Упражнение «Грибок»

Упражнение «Гармошка». Открыть рот, губы в улыбке. Широко расправленный язык прижать к нёбу, как присоску. Удерживая в таком положении язык, закрывать и открывать рот. Повторить 5-15 раз в зависимости от степени тренированности.

Важно следить, чтобы губы оставались в положении «улыбка». Зубы не смыкать, а рот каждый раз стараться раскрыть как можно шире.

Упражнение «Гармошка»

Упражнение «Мотор». Открыть рот, губы в улыбке. Кончиком твердого языка с силой стучать по альвеолам (бугоркам за верхними зубами), на выдохе произнося «дын-дын-дын». Постепенно ускориться. Повторить 10-15 раз.

Упражнение «Мотор»

Упражнение «Чистим зубки». Открыть рот. Губы в улыбке, зубы обнажены. Языком проводить по внутренней стороне зубов (ближе к деснам) из стороны в сторону: сначала по верхнему ряду зубов, затем по нижнему. Повторить 5-10 раз для каждого зубного ряда.

Важно, чтобы губы были зафиксированы и не двигались. Затем можно повторить упражнение, но почистить зубы уже снаружи. Если ребенок сильно загибает язык, то чистить только изнутри.

Упражнение «Чистим зубки»

Упражнение «Чашечка». Открыть рот, удерживая губы в улыбке. Высунуть язык и поднять вверх в форме «чашечки», удерживая боковые края и кончик, при этом не касаясь верхних зубов. Удерживать в течение 5-15 секунд в зависимости от степени тренированности.

Следить за тем, чтобы средняя часть языка прогибалась вниз. Нижняя челюсть зафиксирована, зубы видны.

Упражнение «Чашечка»

Упражнение «Качели». Открыть рот, удерживая губы в улыбке. Широкий напряженный язык поднимать вверх к носу и опускать вниз к подбородку, можно касаться кончиком зубов. Повторить 5-15 раз в зависимости от степени тренированности.

Важно, чтобы язык оставался широким, нижняя челюсть зафиксирована, передние зубы обнажены.

Упражнение «Качели»

Упражнение «Часики». Открыть рот, губы в улыбке. Двигать узким языком влево-вправо, касаясь кончиком уголков рта, с каждым разом все дальше и дальше. Повторить 5-15 раз в зависимости от степени тренированности.

Следить, чтобы ребенок удерживал улыбку и не закрывал рот. Зубы обнажены, нижняя челюсть зафиксирована. Чтобы поддерживать интерес малыша, в момент движения языка можно вместо счета произносить «тик-так».

Упражнение «Часики»

Упражнение «Змейка». Открыть рот, губы в улыбке. Высунуть язык изо рта как можно дальше, он должен быть напряженным и узким. Желательно, чтобы язык ребенка не касался губ и зубов. Удерживать в течение 5-15 секунд в зависимости от степени тренированности.

Упражнение «Змейка»

Упражнение «Маляр». Открыть рот, губы в улыбке. Язык широко расправлен. Кончиком совершать поглаживающие движения по нёбу от зубов в сторону горла и обратно. Повторить 5-15 раз в зависимости от степени тренированности.

Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были зафиксированы, язык изо рта не высовывается.

Упражнение «Маляр»

Упражнение «Индюк». Открыть рот, губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу сверху-вниз, пряча язык внутрь и произнося при этом «бл-бл-бл». Постепенно ускориться. Повторить 5-15 раз в зависимости от степени тренированности.

Следить, чтобы нижняя челюсть была зафиксирована. Стараться не отрывать язык от губы, поглаживать ее языком.

Упражнение «Индюк»

Упражнение «Горка». Открыть рот, губы в улыбке. Кончиком языка упереться в нижние зубы с внутренней стороны, спинку выгнуть вперед как горку. Важно, чтобы язык не вываливался. Удерживать 5-10 секунд, можно повторить 2-3 раза.

Упражнение «Горка»

Для мышц губ

Упражнения для мышц губ развивают их подвижность и укрепляют мышцы благодаря растягиванию в улыбке, вытягиванию и округлению.

Упражнение «Улыбка». Растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубы. Удерживать 5-10 секунд. Можно повторить 2-3 раза.

Некоторые специалисты дают это упражнение с закрытым ртом, чтобы губы были сомкнуты. Допустимы оба варианта.

Упражнение «Улыбка»

Упражнение «Заборчик». Растянуть губы в широкой улыбке. Верхний ряд зубов поставить на нижний, для этого нужно нижнюю челюсть немного выдвинуть вперед. Удерживать 5-10 секунд. Можно повторить 2-3 раза.

Упражнение «Заборчик»

Упражнение «Трубочка». Вытянуть губы вперед как можно дальше в виде трубочки. Нижняя челюсть зафиксирована, двигаются только губы. Удерживать 5-10 секунд. Можно повторить 2-3 раза.

Упражнение «Трубочка»

Упражнение «Бегемотик». Губы в улыбке. Широко открыть рот, при этом язык не должен напрягаться. Удерживать 5-10 секунд. Можно повторить 2-3 раза.

Упражнение «Бегемотик»

Для мышц щек

Упражнение «Шарик». Набрать в рот воздух и сомкнуть губы. С силой надувать и втягивать обе щеки и удерживать в каждом положении по 3-5 секунд. Повторить 5-7 раз.

Дополнительно можно с усилием перегонять воздух из одной щеки в другую или хлопать по надутым щекам ребенка, чтобы воздух выходил со звуком. Выполнять по 5-10 раз.

Упражнение «Шарик»

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для детей по возрастам (от 2 до 7 лет)

Сложность артикуляционной гимнастики и количество повторов зависит от возраста. Детям в 2 года трудно удерживать внимание длительное время, поэтому можно начать с простых упражнений, повторяя их по 2-4 раза. Такие занятия отлично стимулируют речь ребенка. Постепенно количество повторов увеличивается и в возрасте 5-7 лет может достигать 10-15 раз.

2-3 года:

  • трубочка/улыбка (чередовать через 2-5 секунд);
  • качели;
  • часики;
  • заборчик;
  • бегемотик;
  • варенье;
  • шарик;
  • лошадка.

3-4 года:

  • трубочка/улыбка (чередовать через 3-5 секунд);
  • качели;
  • часики;
  • бегемотик;
  • непослушный язычок;
  • заборчик;
  • варенье;
  • шарик;
  • чистим зубки;
  • блинчик;
  • лошадка.

4-5 лет:

  • трубочка/улыбка (чередовать через 5 секунд);
  • чистим зубки;
  • шарик;
  • маляр;
  • чашечка (удерживать 5-7 секунд);
  • варенье;
  • змейка;
  • индюк;
  • непослушный язычок;
  • блинчик;
  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка;
  • мотор.

5-6 лет:

  • трубочка/улыбка (чередовать через 5-10 секунд);
  • качели;
  • часики;
  • непослушный язычок;
  • блинчик/змейка (чередовать через 5-10 секунд);
  • заборчик;
  • маляр;
  • чашечка;
  • индюк;
  • варенье;
  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка;
  • мотор.

6-7 лет:

  • трубочка/улыбка (чередовать через 5-10 секунд);
  • непослушный язычок;
  • маляр;
  • чашечка (удерживать 10-15 секунд);
  • чистим зубки;
  • качели;
  • часики;
  • блинчик/змейка (чередовать через 7-10 секунд);
  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка;
  • заборчик;
  • индюк;
  • мотор;
  • горка.

Комплексы артикуляционной гимнастики при нарушении согласных звуков

Артикуляционный комплекс может быть направлен на корректировку у детей определенных согласных звуков. Важно помнить, что провести полноценную диагностику речевых навыков и дать индивидуальные рекомендации может только специалист.

Звуки Р, РЬ:

  • заборчик;
  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка;
  • качели;
  • часики;
  • маляр;
  • чашечка;
  • мотор;
  • чистим зубки;
  • варенье;
  • бегемотик;
  • индюк.

Звуки Л, ЛЬ:

  • улыбка;
  • трубочка;
  • непослушный язычок;
  • змейка;
  • варенье;
  • индюк;
  • качели;
  • лошадка;
  • блинчик;
  • маляр;
  • чистим зубки.

Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц:

  • улыбка;
  • трубочка;
  • непослушный язычок;
  • блинчик;
  • горка;
  • часики;
  • качели;
  • чистим зубки;
  • маляр;
  • варенье;
  • змейка.

Звуки Ш, Щ, Ж, Ч:

  • улыбка;
  • трубочка;
  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка;
  • блинчик;
  • маляр;
  • варенье;
  • чашечка;
  • качели.
Скачать
Скачать артикуляционную гимнастику

Улучшить речь ребенка можно при регулярном проведении артикуляционной гимнастики, а картинки и стихи помогут родителям быстрее освоить процесс обучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 13
  1. Алексей

    Спасибо за статью. Правда опоздали лет так на 10. Столько денег впулил на тренинги у логопеда. Зато через месяц заговорил так что даже посторонние стали понимать. Всё равно возьму статью на заметку.

  2. Евгения

    Классные упражнения, хоть логопед и сказала что у нас всё ок, но упражнения не помешают! Спасибо :idea:

  3. Валерия

    Очень полезная статья 👍🏻

  4. Андрей

    Спасибо за информацию! У нас Р не выговаривает, будем пробовать!

  5. Vladimir

    Очень подробно и, главное, полезно всё

  6. Виталий

    Артикуляционная гимнастика для детей действительно полезна. Статья точно будет полезна все родителям. Спасибо!

  7. Александр

    Полезная статья! Добавлю в закладки! Попробуем провести занятия. :idea:

    1. Мария Новикова (Автор)

      Александр, рады, что Вам понравилась статья. Для проведения занятий можно скачать и распечатать карточки с упражнениями «Артикуляционная гимнастика» в формате pdf.

  8. Татьяна Д.

    Замечательные упражнения, статью сохранила, спасибо.

  9. Татьяна

    Спасибо за классную подборку упражнений. За файлик тоже спасибо. :idea:

  10. Vladimir

    А ведь раньше нам никто не говорил, что нужна артикуляционная гимнастика, что она полезна, что ей нужно заниматься с ребенком… Как наука вперед идет!

  11. Роман

    С сыном уже прошли этот этап у логопеда, правда еще делали гимнастику на мелкую маторику. Сейчас та же проблема нарисовалась у дочери брата. Тот логопед уехала в Москву за лучшей жизнью. Гимнастику на маторику помню, а вот для языка нет. Спасибо вам, только у вас нашел подробную тренировку.

    1. Мария Новикова (Автор)

      Пожалуйста, Роман! Специально собрали интересные и полезные упражнения для увлекательных тренировок. В конце статьи файл с упражнениями — можно распечатать и взять с собой, например в отпуск.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: