К 3 годам здоровый ребенок, развивающийся в благополучной среде, уже говорит простые предложения и выполняет просьбы взрослого. В статье рассмотрели причины задержки речи в этом возрасте, методы обследования и стимулирования речи родителями в домашних условиях.
Ознакомиться с тем, что должен говорить трехлетний малыш, можно в нашей статье.
Содержание
Признаки задержки развития речи у детей в 3 года
Задержку речевого развития в 3 года можно подозревать, если ребенок:
- не разговаривает совсем или имеет очень скудный словарный запас по сравнению со сверстниками;
- не говорит простые предложения («дай пить»);
- использует в речи только лепетные слова («би-би», «пи-пи», «бум»);
- не может повторить даже базовые упражнения артикуляционной гимнастики («заборчик», «трубочка», «качели», «часики»);
- говорит несвязно и неразборчиво;
- на протяжении нескольких месяцев отсутствует динамика в развитии речи;
- не может сообщить о своей потребности и не пытается задавать вопросы хотя бы с помощью простых слов;
- не понимает обращенные к нему просьбы взрослого.
Почему ребенок в 3 года не разговаривает: основные причины
Факторы задержки речи можно разделить на социально-психологические и медицинские (физиологические).
Социально-психологические
Среди частых причин, связанных с окружением ребенка и психологическими особенностями его развития, можно выделить следующие:
- Ребенку уделяется мало внимания, большую часть времени он предоставлен сам себе. Такая ситуация может возникнуть, если малыш из двойни/тройни или растет в неблагополучной семье.
- Отсутствие мотивации к разговору, когда родители предвосхищают любые желания ребенка, не задавая ему вопросы, стимулирующие речь.
- Травмирующее событие, повлиявшее на психологическое состояние малыша. Примерами таких ситуаций может быть длительная разлука с матерью или переезд.
- Проблемы с речью у близкого взрослого (говорит слишком быстро или имеет бедный словарный запас, глухонемота).
- Неограниченное использование гаджетов в раннем возрасте.
- Билингвизм, когда в семье говорят на двух разных языках.
Медицинские
К медицинским факторам, влияющим на то, что ребенок в 3 года говорит плохо или не разговаривает совсем, можно отнести:
- Генетические особенности развития, передающиеся по наследству.
- Осложнения течения беременности, вызванные болезнями, инфекциями и вредными привычками матери ребенка. Сюда же можно отнести аномалии развития пуповины и плаценты, гипоксию плода, недоношенность.
- Патологическое течение родов, связанное с травмами, неправильным положением плода, крупным весом ребенка, гестозом матери, преждевременными сроками родоразрешения.
- Неврологические заболевания и патологии головного мозга.
- Нарушения развития слуха и развития речевого аппарата ребенка.
- Травмы головы, инфекции и болезни в раннем возрасте.
Что делать, если ребенок в 3 года не говорит: обследование и коррекция
Диагностика
Причины задержки развития речи у конкретного ребенка выявляют путем комплексного обследования у разных специалистов. Даже если ребенок к 3 годам все понимает, но не говорит, — стоит обратиться за помощью.
Медицинское обследование включает общий осмотр педиатра, который при необходимости направит к врачам узкого профиля:
- отоларинголог — для исключения проблем нарушения слуха;
- невролог — для оценки состояния нервной системы, диагностики неврологических заболеваний (в некоторых случаях назначают ЭЭГ — электроэнцефалограмму головного мозга для определения того, какие участки мозга повреждены);
- психиатр — для выявления психических расстройств.
Не менее важны консультации специалистов немедицинского профиля, таких как:
- логопед — проводит диагностику развития речевых навыков и строения артикуляционного аппарата, постановку звуков (большинство специалистов работают над исправлением звуков у детей старше 4 лет, но часть специализируется на запуске речи у малышей 2-3 лет);
- логопед-дефектолог — коррекционный педагог, занимается с детьми, у которых помимо проблем с речью есть интеллектуальные нарушения;
- психолог — работает с психологическими травмами, последствиями стрессов;
- нейропсихолог — основываясь на особенностях работы мозга, выявляет и корректирует отклонения в поведении ребенка и развитии психических процессов, таких как память, внимание, мышление и др.
Возможные диагнозы и методы коррекции
Коррекционная программа, способствующая развитию речи ребенка в 3 года, будет зависит от причин задержки и установленного диагноза.
При выявлении социально-психологических факторов, из-за которых ребенок не говорит, с ним занимаются логопед и психолог. Занятия проходят в игровой форме. Направлены они на развитие речевого подражания, внимания, мелкой моторики.
При нарушениях в центральной нервной системе требуется комплексная помощь специалистов разного профиля, в том числе медицинская. Для запуска и развития речи невролог назначает препараты, которые могут активизировать неактивные участки головного мозга. Возможны следующие диагнозы:
- Сенсорная алалия, при которой ребенок не разговаривает. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ее воспроизвести. Не может выполнить простые просьбы, не владеет указательным жестом. Работа логопеда в таком случае будет направлена на понимание речи. Если помимо этого есть еще и непонимание цветов, форм, свойств предметов, то необходима помощь логопеда-дефектолога.
- Моторная алалия. Встречается чаще, чем сенсорная. Ребенок понимает обращенные к нему простые просьбы, может произносить отдельные слоги («ко» — кошка), путать слова и звуки. Присутствуют и моторные нарушения. Например, малыш неправильно поднимается по лестнице, одновременно двигая левой рукой и ногой, испытывает трудности с прыжками на одной ноге и выполнением простых команд («хлопни рукой, топни ногой»). При моторной алалии ведется работа над слоговой структурой и моторным планированием, развитием мелкой моторики.
- Артикуляционная диспраксия, при которой нарушена речь из-за невозможности последовательно двигать языком. Малыш не говорит даже простые слова, лишь отдельные звуки. Для улучшения качества речи важно заниматься с логопедом, развивать мелкую моторику.
- Афазия. Распад уже сформированной речи на фоне поражения головного мозга. Нарушено интеллектуальное развитие. Обязательно лечение у невролога и занятия с логопедом-дефектологом.
- Дизартрия. Речь присутствует, но произносимые слова нечеткие и смазанные. Для коррекции звукопроизношения проводят логопедический массаж органов артикуляции — языка, нёба, губ. Массаж можно делать только по назначению невролога. Также важно делать артикуляционную гимнастику, заниматься с логопедом, развивать мелкую моторику.
- Проблемы интеллектуального развития (олигофрения). Характеризуется не только задержкой речи, но и задержкой двигательной активности и низкой познавательной активностью. С такими детьми занимается логопед-дефектолог. Также обязательно лечение у невролога.
Советы родителям: как заниматься в домашних условиях с ребенком при сохранном интеллекте
Для улучшения и закрепления результатов работы со специалистами родителям важно создать дома спокойную доброжелательную атмосферу. Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи.
Любые занятия на развитие речи должны быть интересны не только детям, но и взрослым. Принуждая малыша заниматься, можно лишь получить сопротивление с его стороны.
Ограничьте время просмотра мультфильмов и использование ребенком гаджетов. Роль пассивного наблюдателя, которую занимает кроха при их применении, препятствует развитию речи в раннем возрасте.
Не стремитесь исполнять все желания ребенка, делайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Задавайте крохе простые открытые вопросы, побуждающие его к разговору («Где мячик?», «Что хочешь поесть?», «Куда пойдем?»).
Эмоционально рассказывайте малышу обо всем, что происходит вокруг. Меняйте темп и интонацию речи. Главное, чтобы речь взрослого была четкой и понятной для ребенка.
Описывайте окружающие предметы, называя их свойства, форму, цвет, при этом используя простые короткие предложения (например, «Посмотри, это зеленое яблоко. Оно круглое. Ты хочешь яблоко или банан?»).
С выражением произносите любые слова, которые говорит ребенок. Если он разговаривает только звуками и слогами, можно сначала повторить то, что он сказал, затем добавить новый слог (например, малыш сказал «да», попросите его повторить «вода»).
При использовании в семье двух и более языков, учите разговаривать кроху сначала на одном, который применяете чаще всего.
Делайте простую артикуляционную гимнастику, направленную на укрепление мышц речевого аппарата. Базовые упражнения в стихах и картинках можно распечатать здесь.
Пойте с малышом простые песенки. Даже если он произносит только гласные звуки, напевайте их, добавляя согласные (например, «ага-гаааа», «да-да-даааа», «ма-ма-мааааа»). Отбивайте вместе с ребенком ритм песни, хлопая в ладоши.
При чтении уже знакомых ребенку стихов и сказок, не договаривайте последнее слово в строчке, давая ему возможность самому продолжить предложение.
Делайте с ребенком упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Такие занятия позволяют активизировать речевые центры мозга, кроме того способствуют развитию внимания, усидчивости, воображения и памяти.
Прогноз
Важно помнить, что речь не запустится за пару недель. В зависимости от причин, из-за которых ребенок не разговаривает, может понадобиться несколько месяцев.
Малышам с тяжелыми нарушениями развития речи и функций головного мозга требуется длительное сопровождение различных специалистов, иногда в течение нескольких лет.
Чем раньше будет оказана помощь малышу, тем благоприятнее прогнозы.
У племянницы эта проблема, почти 3 года, молчит как партизанка)Больше внимания уделять уделять это точно, разговаривать больше. А родители работают, некогда. А няне не особо до проблем, не ее же ребенок…
Встречал таких детей. У друга дочь не говорит, все понимает, а сказать не может. Логопед в садике говорит, что такое распространено у мальчиков. Для девочек это редкость. Вроде ходят на какие то процедуры и занятия к логопеду уже пол года. Будем ждать и надеяться. Отправил ссылку на статью другу, может что то почерпнут.
Племянница говорит плохо. Вообще не разобрать слов. Прочитал статью и теперь понятно причину. Папа целыми днями на работе, а мама в гаджетах. С малышкой никто целыми днями не разговаривает и она не умеет завязывать шнурки. Даже не знаю, что и делать. Может забирать ее к себе каждый день к своим детям чтобы общалась?