Во сколько лет дети начинают говорить: этапы, причины задержки и простые способы развития речи от 0 до 3 лет

Мы рассказали про этапы речевого развития в первые годы жизни, о том, по каким причинам речь не развивается и как заниматься с ребенком, чтобы он заговорил. Описание ситуаций, в которых понадобится консультация специалистов, поможет оказать своевременную помощь.

Содержание

Доречевой период от 0 до 1 года 

Первый год жизни — подготовительный, или доречевой. Речевое развитие начинается задолго до появления первых слов. Сначала дети говорят новые звуки и слоги, затем слова и фразы.  

Крик

С рождения до 3 месяцев у детей активно развиваются эмоционально-выразительные реакции. Первая голосовая реакция на окружающий мир — громкий крик младенца. 

Рефлекторный крик и плач способствуют формированию артикуляционного аппарата. К 2 месяцам жизни малыш овладевает различными интонациями крика, отражающими его состояние. 

В этот период очень важно, чтобы родители окружали ребенка заботой и сразу реагировали на его потребности. Хоть грудничок еще не умеет говорить, он учится различать голоса, реагировать на них движениями и эмоциями. 

Так с третьей недели жизни у детей проявляется комплекс оживления — форма активного доречевого общения. Младенец видит маму, ненадолго замирает, а затем радостно вскрикивает. 

Гуление

Период, когда ребенок впервые начинает гулить и агукать, наступает в возрасте от 2,5 до 5 месяцев жизни ребенка. Для гуления характерны протяжные напевные звуки, которые ребенок сначала произносит спонтанно.  

В отличие от крика, гулят дети негромко. Гуление обычно сопровождает хорошее настроение малыша, когда он чувствует себя безопасно и комфортно. Недовольство и дискомфорт по-прежнему выражаются криком и плачем.

Звуки гуления гортанные, сначала простые: «а-а», «гу-у», «бу-у», «г», «к», «н». К 4 месяцам звукосочетания усложняются. Ребенок начинает агукать и уже умеет протяжно произносить: «агу», «ага», «гы», «гу».

Малыши любой национальности гулят одинаково. Гуление и агуканье также свойственны детям с нарушениями слуха. Но в отличие от детей, у которых такие нарушения отсутствуют, гуление не переходит в следующую стадию. 

Дети учатся мимикой и голосом подражать тому, что слышат. Когда малыш начинает забавно гулить и агукать, родителям особенно важно много разговаривать с ним, использую разную интонацию. Это способствует более быстрому переходу от гуления к лепету.

Лепет

Примерно с 5 месяцев жизни гуление постепенно переходит в лепет, при котором ребенок начинает многократно воспроизводить слоги. У детей с нарушениями речи период лепета наступает значительно позже.

Особенности

С помощью лепета дети учатся выражать свои желания и активно реагировать на обращение взрослых. Происходит созревание не только артикуляционного, но и слухового аппарата. При нарушениях слуха эта стадия может так и не наступить. 

На начальной стадии дети начинают произносить слоговые ряды, которые напоминают осмысленные слова: «ма-ма», «ба-ба», «та-та». Иногда родители ошибочно думают, что ребенок в 6 месяцев уже произнес первое слово. Но связывать эти слоги с объектами внешнего мира дети начинают только ближе к 8.5-9 месяцам. 

Малыш в этом возрасте уже может повторить за взрослым последовательность некоторых звуков, передать интонацию и темп. Слоговые цепочки постепенно становятся более сложными: «тик-так», «бум», «гы-га-гы», «би-би». 

Ребенок ищет глазами родителей, если задать ему вопросы: «Где мама?», «Где папа?». Большинство детей в 8-9 месяцев откликаются на свое имя, понимают такие просьбы как «дай», «покажи». Те предметы, которые взрослые раньше называли ребенку, он уже узнает, но пока не может назвать.

В отличие от гуления в лепете детей разных национальностей в возрасте от 6 месяцев есть отличия. Ребенок уже может осваивать разные языки. Если к 8 месяцам лепет так и не появился, необходимо проверить слух ребенка у специалиста. 

Как стимулировать 

Для стимуляции лепета и начального слогообразования можно выполнять простые упражнения:

  1. Эмоционально повторяйте лепетные слоги за ребенком. Важно чтобы при этом кроха видел движения губ говорящего. Делайте паузы, чтобы он мог ответить. Это стимулирует к повтору слоговых конструкций и тренирует слух.
  2. Добавляйте к лепету новые звуки («ба-ба-ба» — «ба-ба-бам»).
  3. Описывайте все, на что обратил внимание малыш. Комментируйте свои и его действия. Так формируется пассивный словарь. 
  4. Распевайте с разной интонацией и громкостью простые слова по слогам («ма-ма-мама», «ба-ба-баба», «ки-ки-киса»).
  5. Играйте в имитационные игры-потешки, такие как «Ладушки», «Гуси летели — на головку сели», «Сорока-белобока».

Первые слова 

В период с 9 месяцев до 1 года дети начинают накапливать пассивный словарный запас, а некоторые уже осмысленно произносят первые слова.

Во сколько дети начинают говорить первые слова

На первом году жизни у ребенка активно формируется запас слов, которые он хорошо понимает, но пока не может сказать. Со временем пассивный словарь перейдет в активный и малыш заговорит. 

Средний возраст, когда ребенок начинает осознанно говорить «мама» и другие простые слова — это 1 год. Многие родители отмечают, что девочки начинают говорить немного раньше, чем мальчики. Это связано с отличиями в созревании полушарий мозга. 

К году жизни дети могут говорить до 5-10 лепетных слов («мама», «папа», «баба», «муму», «дядя»). Большая часть лепетных слов обозначает знакомые для ребенка вещи или действия, но во взрослой жизни эти слова используются только в диалоге с малышом («бух», «бобо», «ко-ко», «ам-ам»).

Часто годовалый малыш еще не говорит словами. Главное, чтобы он узнавал привычные предметы и действия и пытался повторить слоги и интонации взрослых. Это могут быть только открытые слоги: «ма», «па», «му», «ку».

В норме ребенок уже откликается на свое имя, активно использует мимику и жесты, по просьбе взрослого может показать на знакомый предмет, понимает некоторые просьбы и слово «нельзя». К году пассивный словарный запас может достигать 30-50 слов. 

Как научить ребенка говорить слова в 1 год

Для стимуляции речи годовалого ребенка нужно:

  1. Реагировать на любые попытки общения, подхватывать и эмоционально повторять то, что говорит кроха.
  2. Постоянно пополнять пассивный словарь малыша, описывая, что происходит вокруг, комментируя свои и его действия. Фразы должны быть доступными: «Даша умывается», «Мама варит кашу», «Мишка упал». 
  3. При разговоре с ребенком смотреть в глаза и четко артикулировать слоги, не коверкая слова. Малыш учится копировать движение губ и произносимые звуки.
  4. Прежде чем дать ребенку игрушку, к которой он потянулся, проговорить: «Тебе дать машинку (би-би)?», «Это машинка (би-би)». На этом этапе допустимо использовать слова из детского лексикона, так как ребенку легче их запомнить и повторить. При этом важно озвучить и правильное название. 
  5. Рассказывать про предмет, которым заинтересовался ребенок, более детально («Вот у собаки уши», «У машины есть колеса»). 
  6. Развивать слух ребенка: слушать разные музыкальные инструменты и игрушки, подражать голосам животных. 

Преддошкольный период от 1 года до 3 лет: нормы и как развивать речь

Для периода от 1 года до 3 лет характерно становление активной речи. Это связано с тем, что дети начинают самостоятельно ходить и осваивать окружающий мир. 

От 1 года до 1,5 лет

Ребенок все активнее начинает повторять за взрослыми простые слова или первые слоги. Кроме того в этом возрасте ребенок:

  • показывает на картинках знакомых животных и персонажей;
  • выполняет просьбы («найди», «дай», «пойдем»);
  • знает слово «нельзя»;
  • откликается на свое имя и узнает близких взрослых;
  • активно использует в общении мимику и жесты, в том числе указательный.

К полутора годам активный словарь ребенка вырастает от 5-10 до 20, реже 40 упрощенных слов («би-би», «ляля», «ав-ав», «тик-так», «му-му»). Большинство из них дети могут говорить, но делают это редко.

1,5 года — тот возраст, когда ребенок все-таки должен начать говорить свои первые слова, если он не сделал этого раньше. В этот период особенно важно:

  • создавать вокруг ребенка доброжелательную атмосферу;
  • разговаривать ласковым, мелодичным голосом, четко проговаривая все слова;
  • задавать малышу разные вопросы, делать паузу и не торопить с ответом;
  • для привлечения внимания дотрагиваться до ребенка, когда хотите ему что-то сказать;
  • выбирать развивающие игры по возрасту (кубики, пирамидки, пластилин, музыкальные игрушки, пальчиковые игры);
  • петь малышу и включать музыку со звуками природы и пением птиц;
  • описывать, что происходит вокруг, особенно в новой для ребенка ситуации.

От 1,5 до 2 лет

1,5-2 года — тот возраст, когда многие дети уже начинают говорить первые предложения, появляется элементарная фразовая речь. Предложения состоят всего из двух слов и не содержат предлоги:

  •  «дай ам» (дай кушать);
  • «мама ку» (мама, пошли купаться);
  • «папа пи» (папа спит);
  • «кука бам» (кукла упала).

Также можно выделить следующие особенности:

  • освоены уже почти все гласные буквы и часть согласных;
  • часть согласных ребенок смягчает («дяй» вместо «дай»);
  • используют сокращения вместо полных слов («ко» вместо «курица», «мо» вместо «самолет»); 
  • один слог можно иметь разные значения, в зависимости от ситуации («ку» может означать «кубик», «купаться», «кушать»).

К 2 годам дети могут говорить 40-200 слов. 

Как заниматься с крохой в этот период:

  1. Стимулируйте речевую активность в любой ситуации. Например, ребенок хочет пить и молча показывает на кружку. Можно спросить: «Что ты хочешь?». Если ребенок молчит, задать уточняющий вопрос: «Ты хочешь пить? Возьми кружку. Напился?».
  2. Как можно чаще просите ребенка выполнить несложные просьбы или что-нибудь принести. Это способствует расширению пассивного словаря.
  3. Если кроху привлек какой-либо объект, опишите его короткими предложениями, с выражением и эмоциями («Это цветок. Он называется роза. Роза красная. Давай понюхаем, как пахнет»).
  4. Сравнивайте объекты между собой, описывайте их цвет, форму, размер («Посмотри, эта машинка маленькая. Она желтая. А эта большая. Она красного цвета»).
  5. Покажите малышу кружку и спросите: «Это тарелка?». Делайте это упражнение с уже знакомыми ребенку вещами. Он учится слушать взрослого, пытается рассуждать и отвечать на вопрос.
  6. Ненавязчиво заменяйте неправильные слова, которые произносит ребенок, на полные. Например, ребенок увидел кошку и говорит: «Китя!». Скажите ребенку: «Кто это? Кошка? Куда она побежала?». 

От 2 до 2,5 лет

К 2,5 годам активный словарный запас увеличивается до 300-400 слов, продолжается развитие фразовой речи. 

В этом возрастном периоде ребенок: 

  • учится говорить короткими предложениями из 2-3 слов;
  • придумывает новые слова или меняет уже знакомые;
  • начинает говорить о себе от первого лица («Я поел»);
  • понимает, когда обращаются к нему, и отвечает на несложные вопросы взрослых;
  • задает свои вопросы («Где папа?», «Куда идем?», «Кто упал?»), повторяя один и тот же вопрос многократно;
  • смягчает согласные, сложные звуки (с, з, р, ж, л, ш, ч, щ) заменяет на более легкие или пропускает: «двель» (дверь), «лука» (рука), «коська» (кошка);
  • большинство слов еще произносит не полностью, сокращенно;
  • начинает использовать предлоги и прилагательные;
  • может разговаривать сам с собой или игрушками во время игры;
  • считает до 3. 

Развивать речь в этом возрасте можно следующими способами:

  1. Не повторяйте за ребенком слова, которые он произносит неправильно. На третьем году жизни дети стараются копировать взрослых. Услышав неверное произношение, ребенок и дальше будет так говорить. Четко и выразительно произносите верный вариант слова.
  2. Акцентируйте внимание на твердом произношении согласных. Если на вопрос «Будешь пить?» ребенок говорит «Дя», выразительно скажите «Да, да, да». Попросите повторить слова за вами. 
  3. Проговаривайте предлоги, старайтесь, чтобы малыш повторял за вами: «Где лежит кукла?» — «Кукла лежит НА полу».
  4. Предлагайте ребенку посчитать вместе разные предметы. 
  5. Обращайте внимание на форму, цвет, размеры объектов, сравнивайте их между собой («Вот большой кубик. А где маленький? Какого он цвета?»).
  6. Задавайте вопросы о том, где был и что делал ребенок («Во что ты играл с бабушкой», «Куда ты ходил с папой?»). 

От 2,5 до 3 лет

2,5-3 года — тот возраст, когда начинают разговаривать почти все дети при условии отсутствия серьезных нарушений в развитии. Активный словарь уже насчитывает до 800-1000 слов, часть которых употребляется не так часто. 

Ребенок к 3 годам уже может:

  • разговаривать предложениями из 3-5 слов;
  • запоминать и воспроизводить несложные стихи, песни, сказки;
  • повторить за взрослым несложное предложение и ответить на понятный вопрос;
  • постоянно задавать вопросы, часто одни и те же (почему, куда, где);
  • сказать как зовут его и близких взрослых, свой возраст и где живет;
  • считать до 10;
  • воспроизводить часть согласных неправильно или пропускать их;
  • заменять сложные слова придуманными («мондя» вместо «можно»);
  • договаривать окончания слов при чтении уже знакомых ему книг;
  • выполнить сложную просьбу («Иди на кухню и принеси оттуда красную кружку»).

Для стимуляции речи в этом возрасте важно:

  1. Описывать интересующие ребенка объекты максимально полно (название, цвет, размер, запах, вкус и т.д.). Чем чаще это делать, тем быстрее кроха запомнит новые слова. 
  2. Описывать не только предмет, но и то, из чего он состоит.
  3. Давать ребенку задание найти игрушки одной формы или цвета. 
  4. При чтении книг попросить ребенка повторить, как зовут героев или что они делали.
  5. Учить вместе стихи и петь песни.
  6. Давать ребенку задания («Подойди к папе и скажи ему «Папа, дай мне, пожалуйста, зеленое яблоко»).
  7. Разговаривать с ребенком, произнося все слова отчетливо и выразительно. Особенно это важно, когда он произносит большинство слов неправильно.

Почему ребенок не говорит

Врачи и логопеды все чаще отмечают у современных детей более поздние сроки становления речи. Можно выделить медицинские, социальные и психологические факторы задержки речи.

Почему дети не говорят вовремя

Понятие нормы всегда относительно и дети могут отставать в речевом развитии на несколько месяцев и даже на полгода из-за индивидуальных особенностей. Родителям в этой ситуации важно быть внимательными по отношению к малышу, заниматься с ним и своевременно обращаться к специалистам за помощью. 

Когда нужен специалист 

На каждом этапе возможны ситуации, когда стоит обратиться за консультацией к специалисту. Помощь может понадобится, если ребенок:

  1. Не показывает динамику развития в речи более полугода.
  2. В 9 месяцев не реагирует на шум или реагирует плохо, не издает лепетные звуки.
  3. В год не откликается на свое имя, эмоционально не реагирует на появление близких взрослых и не подражает их речи лепетом.
  4. В 1,5 года не подражает взрослым, плохо понимает просьбы, не произносит лепетные слова, не показывает мимикой и жестами, чего хочет. 
  5. В 2 года не показывает на картинках знакомые предметы, не говорит простые слоги и слова, не интересуется тем, что происходит вокруг, не выполняет инструкции («возьми игрушку, дай маме»).
  6. В 2,5 года не формулирует предложения из 2 несложных слов, не выполняет просьбы взрослых, малоэмоционален, не интересуется новым.
  7. В 3 года ребенок не говорит или говорит так, что его плохо понимают даже родители. Говорит быстро или многократно повторяет в словах один и тот же слог («ко-ко-кошка»). Не пытается задавать вопросы об окружающем мире. Не произносит предложения из 2-3 простых слов. Не отвечает на вопросы взрослых и не обращается с просьбами. 

Методы коррекции выбирают исходя из выявленных причин нарушений. При проблемах психологического и социального характера потребуется работа с логопедом и психологом. 

При проблемах со здоровьем ребенка в ряде случаев требуется медикаментозная помощь, назначаемая врачом-неврологом. При комплексном обследовании также нужен осмотр отоларинголога, дефектолога, психиатра и окулиста. 

Как научить ребенка разговаривать

Новые слова дети хорошо усваивают в игре, особенно при сильном эмоциональном подъеме. Если кроха находится в плохом настроении, не стоит настаивать на занятиях, лучше выбрать другое время. 

Укрепление мышц рта

Для укрепления мышц рта и тренировки речевого выдоха можно надувать мыльные пузыри, сдувать со стола легкие предметы, дуть в дудки и свистульки, пить из трубочки. 

Отлично готовит речевой аппарат к правильному произношению звуков артикуляционная гимнастика. С детьми после года можно покривляться перед зеркалом, надувать щеки, вытягивать язычок. Ребенок с удовольствием повторяет простые упражнения, особенно если они сопровождаются веселыми стихами и картинками.

Развитие мелкой моторики

Занятия с мелкой моторики кистей и пальцев рук способствуют активизации речевых центров. Дети с хорошо развитой моторикой более сообразительны, имеют широкий словарный запас и начинают говорить раньше. 

Основные способы развития:

  1. Массаж кистей и пальцев рук: бережно массировать каждую фалангу пальцев и ладони, катать по рукам массажный мячик, давать ребенку трогать разные по фактуре поверхности. 
  2. Пальчиковые игры («Сорока», «Ладушки», «Замок» и множество других): интересные движения и стихи помогают концентрировать внимание ребенка на взрослом, повторять движения и слова, развивают память.
  3. Рисование: детям после года при наличии интереса можно предложить рисовать восковыми мелками или пальчиковыми красками. Дети постарше с удовольствием рисуют акварельными красками, карандашами и фломастерами. 
  4. Лепка: один из самых интересных способов развития мелкой моторики. Развивает воображение, усидчивость и концентрацию внимания. 
  5. Кинетический песок: в отличие от обычного не сохнет, не прилипает к рукам, бывает разных цветов. 
  6. Игрушки со шнуровкой: можно самостоятельно сделать отверстия в картоне и показать ребенку, как продевать через них шнурок. 
  7. Сенсорные коробки: можно сделать своими руками из круп, шишек, пуговиц, игрушек, песка и других подручных средств. 

Чтение

При чтении книг можно применять приемы, которые помогут быстрее разговорить кроху:

  • выбирайте ритмичные стихи и потешки, при повторном чтении читайте строку и в конце делайте паузу, чтобы ребенок имел возможность повторить последнее слово и слог;
  • рассказывайте, что изображено на картинках (подробно опишите не только что изображено, но и сюжетную линию);
  • задавайте вопросы (что изображено на картинке, как зовут главного героя, как говорят животные);
  • читайте с выражением, озвучивайте голоса героев разной интонацией.

В статье мы рассмотрели, во сколько лет малыши начинают говорить первые слова и предложения. Простые приемы помогут ребенку в игровой форме пополнить пассивный словарный запас, что обязательно повлияет на более быстрое становление активной речи. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 7
  1. Владимир

    Отличная статья, много чего не знал

  2. Лейла

    Полезные советы! Буду тренироваться на племяннике! :smile:

  3. Татьяна

    Спасибо за такую полную информацию. Особенно подборка упражнений для развития артикуляционного аппарата понравилась.

  4. Евгения

    У меня ребёнок билингва, с русским совсем не хочет дружить, буду пробовать Ваши упражнения, спасибо

  5. Расим

    Поэтапно все описано и подробно.Не знал,что мелкая моторика способствует активации речи у детей.Узнал и много другой полезной информации.Спасибо!

  6. Татьяна Д.

    Моя дочь — билингва, поэтому заговорила поздно, очень волновались по этому поводу, но оказывается это нормально. Спасибо за подробную статью!

  7. Алексей

    Классно! Мои дети уже выросли. Правда есть племяница 7 месяцев. Часто видимся. Это здорово — маленькие дети.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: