Дислексия у детей: инструкция для родителей, как распознать особенность и что делать для ее исправления

Из статьи родители узнают, как определить, что у их ребенка дислексия, почему она возникла и к какому специалисту нужно обратиться для диагностики. Развеяли 3 главных мифа об этом нарушении и рассказали про знаменитых людей с дислексией.

Содержание

Что такое дислексия

Под дислексией принято понимать частичные нарушения в освоении навыков чтения. Возникают они из-за функциональных изменений некоторых участков коры головного мозга и особенностей связи правого и левого полушарий.

особенности мозга при дислексии

Не стоит путать это понятие с алексией, которая проявляется как полная неспособность к чтению. В западных странах определение «dyslexia» включает в себя и другие дефекты, например, проблемы в обучении навыкам письма или счета.

В российской логопедии для каждого нарушения — свой термин. Так, помимо трудностей с чтением у ребенка одновременно может присутствовать дисграфия, при которой он делает большое количество ошибок в письме.

Для дислексика характерно непонимание смысла написанного. Он неправильно воспринимает и соотносит буквы и звуки, не распознает читаемые слова, не может пересказать текст.

У детей появляются трудности в обучении, снижается успеваемость. Часто родители думают, что ребенок ленится читать или имеет проблемы с концентрацией внимания. Ситуация усугубляется невнимательным отношением учителей к этим детям.

Дислексия — это не психическое заболевание. У таких людей сохранен интеллект и общая способность к обучению. Их мышление нестандартное (образное), благодаря чему они часто успешны в таких сферах, как математика, физика, политика, IT или творчество.

Знаменитости с дислексией

Благодаря особенностям развития мозга и необычному мышлению дислексики могут добиваться успехов в любых сферах деятельности. Среди знаменитостей с этим нарушением — кинорежиссер Уолт Дисней, поэт Владимир Маяковский, художник и ученый Леонардо да Винчи, киноактер Чарли Чаплин, изобретатель Стив Джобс.

Известные люди нашего времени, у которых диагностировали дислексию — актеры Киану Ривз и Том Круз, предприниматель Ричард Брэнсон, кинорежиссеры и сценаристы Стивен Спилберг и Квентин Тарантино, певица Шер, режиссер и продюсер Федор Бондарчук, психотерапевт Андрей Курпатов.

Главные мифы о дислексии

Среди наиболее частых мифов о дислексии можно выделить следующие:

Миф 1. Дислексия — болезнь и лечится таблетками.

На самом деле это не заболевание, которое можно вылечить медикаментозными средствами, и не психическое отклонение. Сама по себе особенность может быть вторичным симптомом при некоторых неврологических диагнозах (например, ДЦП). В таком случае таблетки иногда нужны для поддержки организма, но не для лечения дислексии. Среди дислексиков встречаются как люди с проблемами в умственном развитии, так и с высоким уровнем интеллекта.

Миф 2. Дислексия навсегда и это состояние никак не изменить.

Нет, это неправда. Конечно, особенности строения головного мозга исправить невозможно. Но существует много методов коррекции состояния. В некоторых случаях для поддержания достигнутого уровня понадобятся регулярные занятия независимо от возраста.

Миф 3. Взрослому дислексику, с которым не занимались в детстве, уже нельзя помочь.

Это не так. Корректировать навык чтения можно в любом возрасте. Но чем раньше оказана помощь, тем больше будет возможностей для развития и полноценного обучения.

Как часто встречается

Дислексией страдают около 5-10% мирового населения (примерно 800 млн человек). Среди них лиц мужского пола почти в 5 раз больше чем женского. Нарушение чаще можно наблюдать у левшей. Несмотря на частоту встречаемости, многие люди ни разу не слышали про такое явление.

Причины дислексии

Благодаря современным методам диагностики (МРТ, ПЭТ) удалось узнать, что дислексия имеет нейрологическое происхождение, то есть связана с особенностями развития мозга.

К изменениям в мозговых отделах, ответственных за чтение и речь, могут приводить:

  • в период беременности — недостаток кислорода, поступающего плоду, отклонения в развитии плаценты или пуповины, вредные привычки или инфекции матери, злоупотребление медикаментами;
  • во время родов — травмы и патологии, гипоксия и асфиксия плода;
  • осложнения, вызванные инфекционными заболеваниями (менингит, краснуха, ветряная оспа, корь, грипп и др.);
  • черепно-мозговые травмы.

Усугубить ситуацию могут следующие факторы:

  1. Генетическая предрасположенность. Особенность часто передается по наследству, о чем также свидетельствуют ее проявления сразу у нескольких детей в семье.
  2. Социальные факторы, такие как: педагогическая запущенность, высокие интеллектуальные нагрузки не по возрасту, неблагополучие в семье, скудное речевое окружение, ограничение сенсорных ощущений.
  3. Доминирование правого полушария мозга, которое является ведущим у левшей.

Основные виды дислексии

Согласно классификации дислексии, принятой в нашей стране, выделяют несколько видов этого нарушения.

Фонематическая дислексия

Этот вид наиболее распространен среди младших школьников и также носит название акустической. Для него характерна подмена звуков в схожих словах («ЖУК-ЛУК», «МАК-РАК», «МАМА-РАМА») и нарушение слоговой структуры («НАСОС-СОСНА»).

Кроме того ребенок пропускает слоги или добавляет лишние, читает по буквам, искажает слова, не может правильно проанализировать прочитанное. Те же ошибки чаще всего проявляются и при письме (акустическая дисграфия).

Аграмматическая дислексия

Ребенок неверно воспроизводит окончания слов, не согласовывая между собой разные части речи, и не учитывает падежи и времена («БОЛЬШАЯ КОТ», «МАМА ПРИХОДИТЬ ДОМОЙ», «МНОГО КНИГОВ»).

Из-за сложностей в чтении он может додумывать окончания слов или подбирать подходящие по смыслу, не дочитывая до конца. В большинстве случаев такие же затруднения будут и в письме (аграмматическая дисграфия).

Семантическая дислексия

Семантическая дислексия отличается тем, что при грамотном чтении ребенок не может пересказать смысл текста. Отсюда вытекают трудности с выделением ключевых мыслей и ответами на вопросы о содержании прочитанного.

Оптическая дислексия

У ребенка с оптической дислексией нарушен механизм зрительно-пространственных представлений, поэтому при чтении он проявляет следующие особенности:

  • путает похожие по написанию буквы (например, Б-В, Г-П);
  • читает слова от конца к началу («АШАК» вместо «КАША»);
  • пропускает строчки, соскальзывая на другую.

Мнестическая дислексия

Мнестическую дислексию характеризует расстройство речевой памяти, когда ребенок делает ошибки в соотнесении буквы и звука. Он просто не может запомнить эту информацию.

При чтении ребенок заменяет одни звуки другими, меняет местами, сокращает их количество. Даже слово из 3-5 букв бывает сложно воспроизвести в верном порядке. Особенно много ошибок возникает в схожих по написанию знаках.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия встречается у людей с проблемами зрения (слепых и слабовидящих). В их случае особенность можно заметить при использовании азбуки Брайля (специального рельефа с выпуклыми точками).

Нарушения чтения проявляются в пропуске знаков, подмене одних букв другими, соскальзывании на другую строчку, искажении смысла текста. Тактильное восприятие у таких людей нечеткое.

Симптомы дислексии

У одного человека могут быть лишь отдельные симптомы дислексии, у другого их совокупность.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте от 3 до 7 лет сложно распознать детей с дислексией, тем не менее есть проявления, которые могут насторожить:

  • ребенок начинает говорить гораздо позже сверстников, постоянно путает похожие слова и игнорирует одни и те же звуки;
  • словарный запас пополняется очень медленно;
  • отсутствует прогресс в запоминании букв и цифр;
  • учится читать медленнее, чем другие дети этого же возраста;
  • ребенок с трудом или вообще не запоминает стихи, забывает давно знакомые слова.

Речевые симптомы

О проявлении речевых симптомов дислексии в школьном возрасте можно говорить, когда ребенок:

  • долго смотрит на текст, отказывается от чтения и письма, трет глаза и жалуется на головную боль;
  • читает очень бегло или, наоборот, слишком медленно, по слогам или по буквам с большим количеством ошибок;
  • пропускает части текста и воспроизводит не то, что написано, придумывая или угадывая прочитанное;
  • заменяет буквы, слоги или слова, меняет их местами, добавляет лишнее;
  • читает справа налево;
  • не может определить границы предложений;
  • не может пересказать текст и выделить смысловое содержание;
  • говорит с большим количеством ошибок, с трудом строит предложения, неправильно согласовывает слова или забывает их;
  • пишет с ошибками;
  • не может освоить иностранные языки;
  • не всегда понимает шутки и юмор других людей.

Важно отметить, что при отсутствии коррекции дислексии все эти ошибки повторяются постоянно, без каких-либо заметных улучшений.

Неречевые симптомы

Неречевые симптомы дислексии у детей школьного возраста могут быть следующие:

  • трудности с мелкой моторикой (часто не получается завязывать шнурки);
  • неправильно держит ручку или столовые приборы;
  • рисование без соблюдения пропорций (например, одна рука маленькая, другая очень большая);
  • проблемы в общении с другими детьми;
  • дезориентация в пространстве, сложность с освоением сторон (правой и левой);
  • невнимательность, рассеянность.

Диагностика дислексии

Если родители или педагоги обнаружили у ребенка подозрение на дислексию, для первоначальной диагностики нужно обратиться к специалистам:

  • нейропсихолог — учитывает нюансы и особенности работы мозга, использует в работе методики, компенсирующие функциональные нарушения мозговых структур;
  • логопед, логопед-дефектолог — подбирает речевые упражнения, направленные на корректирование процесса обучения;
  • психолог — помогает ребенку проживать ситуации стресса и дополнительной нагрузки, связанной с затруднениями в обучении.

Если в учебном заведении нет логопеда или психолога, для получения бесплатной помощи можно обратиться в психолого-педагогические центры.

В ходе обследования оценивают уровень освоения навыков чтения, письма и речи. Собранный анамнез, в котором учитываются данные о семье, беременности и родах, первых лет жизни ребенка, поможет выявить возможные причины дислексии.

Для исключения проблем со здоровьем (неврологических, психических, дефектов слуха и зрения) потребуется осмотр врача-педиатра. Он направит к узким специалистам, таким как невролог, офтальмолог, отоларинголог, психиатр.

Только комплексная диагностика у нескольких специалистов поможет точно определить наличие нарушения. Раннее выявление и коррекция дислексии у дошкольников и младших школьников позволят создать для них комфортные условия обучения.

Коррекция дислексии

Татьяна Черниговская, один из ведущих специалистов в области нейропсихологии, в своих интервью делает акцент на том, что при дислексии нужны нестандартные методы обучения. Простое повторение и заучивание текста в таких ситуациях не эффективны.

Ситуация в мире и в России

В развитых странах (например, в США, Швеции, Великобритании) детей с дислексией обучают по разнообразным технологиям на уровне частных школ. А в Индии с дислексиками даже работают по государственным программам.

Для преодоления дислексии применяют методы, в которых в зависимости от формы нарушения одновременно задействуют разные органы чувств (осязание, слух, зрение). Учебники переводят в слуховую и графическую форму (рисунки, таблицы и схемы).

В России из-за нехватки нейропсихологов и адаптированных методик дети часто занимаются на семейном или домашнем обучении. Не имея четкого алгоритма, родители ищут специалистов самостоятельно, без поддержки со стороны образовательной системы.

Привлечь внимание к отсутствию выстроенной системы работы с дислексией удалось Марии Пиотровской, основавшей в 2016 году Ассоциацию родителей детей с дислексией. Организация оказывает помощь не только родителям и детям, но и специалистам, работающими с ними.

Методика Дейвиса по устранению дислексии

Большую популярность набирает методика Рональда Дейвиса. Ее автор — дислексик, который научился читать в 38 лет. Он открыл в Калифорнии Центр исследования проблем чтения и написал книгу «Дар дислексии» с описанием метода.

Для коррекции дислексии Дейвис задействует сильные стороны этой особенности. Благодаря хорошо развитому воображению и образному мышлению можно преодолеть ошибки восприятия — дезориентацию, которую испытывает ребенок, глядя на обычный текст.

Происходит это с помощью творческих приемов лепки из пластилина моделей слов, благодаря которым ребенок переводит буквенные символы, написанные на бумаге, в образы. В дальнейшем ребенок учится осознанно переключать внимание на «точку ориентации», уже представляя эти образы мысленно.

метод Дейвиса

В настоящее время Международная Ассоциация Дейвиса обучает специалистов этой методике, решая проблемы дислексиков по всему миру.

Упражнения для самостоятельной коррекции дислексии

В перерывах между занятиями со специалистами родители могут выполнять с ребенком простые упражнения, направленные на развитие зрительного внимания, звуко-буквенного анализа и формирование пространственных представлений:

  1. Нарисуйте на листе бумаги крупные буквы и частично закройте их какими-нибудь предметами. Ребенок должен угадать, какие буквы от него спрятались.
  2. Используйте раскраски, в которых каждая буква означает определенный цвет или где нужно закрасить только одну и ту же букву.
  3. Предложите ребенку поиграть в прятки с буквами, например: «В твоей комнате пропала буква О. Давай найдем все предметы, которые начинаются на эту букву».
  4. Рисуйте пальцем на спине ребенка буквы, а он пусть их угадывает.
  5. Играйте в «Слова-города», когда нужно по очереди придумывать новый город на последнюю букву предыдущего слова (например, МОСКВА-АНАПА). Можно выбрать любую интересную для ребенка тематику (животные, птицы, одежда).
  6. Напишите на бумаге набор букв и спрячьте в него слово, а ребенок должен его найти (например ВСМКОШКАЖ, спрятанное слово КОШКА).

Как родители могут помочь ребенку с дислексией

Родители ребенка-дислексика могут оказать ему помощь следующими действиями:

  • поддерживать его при возникновении любых трудностей с обучением, развивать сильные стороны и интересы;
  • использовать при занятиях наглядные материалы и пособия, поощрять, если ребенок что-то самостоятельно мастерит руками;
  • читать вслух и вместе с ребенком, слушать аудиокниги, обсуждать прочитанное и услышанное;
  • соблюдать режим дня и расписания занятий, так как для дислексика очень важна структура и систематичность;
  • посещать занятия со специалистами, помогающими корректировать состояние ребенка (психолог, нейропсихолог, логопед).

помощь родителей при коррекции дислексии

Прогноз и последствия дислексии

При отсутствии корректировки дислексии дети часто испытывают трудности не только с чтением и письмом. В разговоре с другими людьми им бывает трудно выразить свои мысли и чувства из-за скудного словарного запаса.

Из-за постоянных ситуаций, в которых ребенок чувствует себя неуспешным, он может замкнуться в себе, чувствовать постоянную неуверенность в своих силах и способностях, так и не раскрыть свои сильные стороны.

Понимание особенностей развития нарушения родителями и педагогами, а также своевременная диагностика помогут детям научиться контролировать процесс чтения и реализовать свои способности в тех сферах, которые им интересны.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 10
  1. Влад

    И мне с трудом дается чтение, хоть нет дислексии

    1. Евгения

      А может есть, Вы просто об этом не знаете)))) ;-)
      Я после прочтения статьи, поняла что ничего не запомнила=семантическая дислексия)

  2. Виталий

    Более полной статьи о дислексии у детей не видел. В закладках. Спасибо!

  3. Natalia

    Очень информативная статья :idea:

  4. Татьяна

    Спасибо автору за упражнения. Дочке 5 лет, есть подозрение на такую проблему. Буду проверять. Страничку сохраню себе. :smile:

  5. Юлия

    У меня трое, но я даже не слышала о таком заболевании. Читали сразу и быстро, от учителя не зависит? :smile:

    1. Мария Новикова (Автор)

      Здорово, когда не возникает трудностей с чтением :idea: К сожалению, многие учителя тоже ничего не знают о дислексии и не понимают, как с ней работать.

  6. Татьяна

    Важно, конечно, распознать дислексию еще в дошкольном возрасте, но это очень сложно… У пятилеток еще активно словотворчество проявляется — они переставляют слоги, для них это естественное возрастное развитие.

    1. Мария Новикова (Автор)

      Татьяна, вы правы, распознать дислексию у дошкольников трудно, но все же есть симптомы, описанные в статье, которые помогут обратить внимание родителей на особенности своего ребенка.

  7. Алексей

    Ваша статья, да 10 лет назад! Всё равно спасибо!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: